История Вальдорфской школы

117.jpg   Рудольф Штайнер - создатель науки антропософии, которую принимал как “осознание человеком своей человечности”. На протяжении всей жизни занимался педагогической практикой. Создал школу нового типа, а именно Свободную Вальдорфскую школу в Штутгарте, руководил этой школой и принимал участие в ее жизни до самой смерти.

 


Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств. Думается, что и сейчас не найдется таких родителей, которым бы не хотелось видеть в своем ребенке эти задатки.

 

Первая школа по методике Штайнера была открыта в Германии в 1919 году для детей рабочих фабрики “Вальдорф - Астория”, поэтому систему взглядов ученого называют Вальдорфской педагогикой, а иногда по имени основателя - штайнеровской.

 

Первый детский сад, в котором были реализованы принципы вальдорфской педагогики, открылся в 1925 году по инициативе Элизабет фон Грюнелиус, которая преобразовала указания Штайнера в методическую и практическую деятельность.
Сам Рудольф Штайнер всю жизнь шел к своему пониманию воспитания. В течение многих лет он занимался педагогической деятельностью. Еще в 14 лет, когда он давал уроки своим соученикам, Штайнер начал осознавать проблемы человеческого душевного развития. Он писал: “Я обязан этим занятиям очень многим. преподнося воспринятый материал другим ученикам я в известном смысле пробуждался для него”.

 

Штайнер не только ученый и педагог, но и психолог. Настоящую школу психологии ученый прошел, когда занимался с больным мальчиком, которого считали негодным к обучению. Штайнер признавался, что здесь ему открылись связи между духовно-душевным и и телесным. Мальчик, кстати, школу закончил и учился потом в университете.
Рудольф Штайнер не был одинок в своих идеях. Гуманистический педагогический поиск активизировался именно в начале XX век, когда в Европе начали нарастать демократические тенденции.

 

Из книги “Методики раннего развития. Вальдорфская школа”. Автор Л.И. Головина
Все методики раннего развития.