Какую методику раннего развития выбрать?
Выбираем систему обучения Какую методику раннего развития выбрать именно для своего ребенка. По какой системе заниматься и играть. Сравниваем, находим плюсы и минусы, и делаем свои выводы. |
|
Сейчас много спорят о методиках раннего развития детей: о методике Зайцева, Никитиных, Глена Домана, о педагогике Марии Монтессори вальдорфской школе… Каждая обладает какими то достоинствами и противоречиями. В системе Зайцева подкупает наглядность обучающего материала. Во взглядах Домана настораживает отношение к ребенку как к пассивному объекту воспитания. Интеллектуальные игры Никитиных, безусловно, хороши, но отсутствие гуманитарной и эстетической стороны не может не огорчать.
Методика Марии Монтессори и вальдорфская методика остаются наиболее распространенными во всем мире методиками раннего развития. В них можно заметить общие подходы, принципы, они почти одинаково определяют задачи развития ребенка, но есть между ними и расхождения.
- Если в Вальдорфской школе занятиям искусству отводится центральное место, то в системе Монтессори не так высоко оценивается роль искусства, роль фантазии: сказки, фантазии - все это уводит ребенка от реального мира, по мнению основательницы школы.
- Вальдорфская педагогика огромное внимание уделяет развитию эмоционального мира ребенка и считает, что обеднять мир переживаний нельзя. В педагогике Монтессори дети работают с обучающими материалами, заранее заготовленными воспитателем. Такая искусственность не характерна для вальдорфской системы.
- Воспитатель в вальдорфской школе играет важную роль в организации детских игр, во многом игры и занятия строится на авторитете воспитателя, затем учителя. В Монтессори-педагогике взрослый - это только наблюдатель. “Помоги мне сделать самому” - вот главный принцип Монтессори-педагогики.
Каждая педагогическая система - живой организм и имеет право на изменения, развитие, своеобразную адаптацию к тем условиям, где она работает. Во многих современных садах и школах позволяют себе отход “от буквы закона”. В Монтессори садах занимаются искусством, во многих вальдорфских садах проводят специальные занятия по подготовке к школе. Выпускники и тех и тех школ , сдают государственные экзамены, а следовательно осваивают программы общеобразовательной школы.
Думая, с чем выйти к своему ребенку, не стремитесь слепо следовать какой-то одной методике, но и не перегружайте малыша большим количеством материала. Не впадайте в крайности, иначе в скором времени вам потребуется консультация врача. Прислушайтесь к своему ребенку. Своим вниманием и заинтересованностью он сам подскажет вам, что ему ближе, понятнее и органичней.
Из книги “Методики раннего развития. Вальдорфская школа”. (Автор-составитель Л.И.Головина)