«Когда…» и «если…» в указаниях родителей

Еще А. С. Макаренко утверждал, что с малых лет жизненно необходимо воспитывать в ребенке послушание родителям, учить выполнять их указания без лишних слов. Это не только сделает процесс воспитания более легким, но и уменьшит вероятность нелепых действий и поступков со стороны ребенка, предупредит развитие капризности, упрямства и, в конечном счете, убережет нервную систему малыша.

 

 

Самое важное в жизни человека, естественно, наши дети и мы должны приложить максимальные усилия для того, чтобы уберечь их от возможных физических и психологических потрясений. Существующая программа страхования детей может оказать помощь в этом, оберегая будущее ребенка, давая определенные гарантии финансовой безопасности. Но основная роль отводится все же родителям. И в том, как они подготовят ребенка к жизни, будет зависеть его успешность в дальнейшем.

 

Естественно, любой процесс воспитания совершенно немыслим без вербальных средств воздействия. Казалось бы, мы говорим на одном языке с детьми, используем одинаковые слова для обозначения тех или иных предметов, действий и явлений. Следовательно, они должны понимать нас и выполнять наши указания правильно.

 

Но на деле все обстоит иначе. И мы в недоумении – как же так получилось, почему, невзирая на наши указания ребенок, например, не убрал игрушки за собой или сделал что-то запретное. Дело в том, что нередко в построении указания мы используем слова и конструкции предложений, которые можно понять по-разному. К ним относятся «если» и «когда». Стоит задуматься над этим.

 

Употребляя слово «если» в самом начале предложения или указания мы тем самым делаем его необязательным. Оно может быть выполнено или нет в зависимости от желания самого ребенка. Такое указание не является строгим требованием родителя, поскольку он сам еще до конца не уверен, послушается ли его ребенок в данном случае. И малыш это хорошо чувствует.

 

Интересно и то, что подобные указания в понимании ребенка, естественно при условии их выполнения, предполагают определенную награду, своеобразную «взятку». Бесспорно, порой это самый действенный метод воздействия на дошкольника или школьника, когда другие уже не срабатывают.

 

Однако при этом ребенок привыкает выполнять указания или поручения взрослого лишь потому, что ожидается определенная «плата», а не из собственных внутренних побуждений и желаний оказать помощь близким людям. И при условии довольно частого использования данного метода, несомненно, он станет минусом воспитания.

 

Но совсем другое дело, в случае построения предложения или указания ребенку со слова «когда». Его психологическое воздействие таково, что малыш воспринимает подобное указание как обязательное и его выполнение не требует обсуждения.

 

Для большей наглядности разберем пример.

Взрослый говорит: «Если ты уберешь игрушки, получишь мороженое». Мороженое выступает своеобразной платой за выполнение указания взрослого. Ребенок думает – хочет он его или нет, стоит ли ему убирать игрушки, если требование не обязательное и предложенную сладость он совсем не желает. В этом случае выбор явно за ним.

 

Скажем то же, но другими словами: «Когда ты уберешь игрушки, то сможешь съесть свое мороженое». В этом случае у малыша нет вариантов. Хочет он сладость или нет, а убирать все равно придется, поскольку указание построенное подобным образом уже является требованием со стороны взрослого. К тому же, мороженое малыш получит в любом случае, вопрос лишь во времени (то есть после уборки). Таким образом, обещанная сладость не является «взяткой» или платой за выполнение указания.

 

Другой вариант: «Когда ты уберешь игрушки – иди ужинать». Ужин (как обязательный режимный момент) не может быть наградой. И в этом случае ребенок просто осознает, что приоритетно выполнение указания взрослого, таким образом, выкладывается еще один кирпичик в «здании послушания» родителей.

 

Давая указания и поручения ребенку, взрослый должен быть тверд как в своих словах, так и в отношении к порученному делу. Его задача не только дать указание, но и проверить его выполнение. Снисходительное или пренебрежительное отношение к делу может разрушить грань доверия между ребенком и родителем, подорвать родительский авторитет.

Грицкан Ольга Ивановна

Похожие статьи:

Этикетная ситуация поздравления и ее воспитательная роль - Этот вопрос вовсе не так нелеп, как может показаться. Точнее, он может таким показаться только мамам единственного ребенка.
Как сэкономить на ребенке - Этот вопрос вовсе не так нелеп, как может показаться. Точнее, он может таким показаться только мамам единственного ребенка.


Рубрики: детская психология, полезные статьи
2012, Декабрь, 5