Развитие мышления. Игры и упражнения для детей.
Развитие мышления у детейИгры и упражнения для дошкольников способствующие развитию мыслительного процесса. Игровые занятия помогут ребенку научится рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать. Учим детей самостоятельно мыслить. |
|
Что такое мышление.
Проще говоря, мышление это - познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.
Для ниже приведенных игр советуем бесплатно распечатать карточки с картинками из разных тематик. Темы: Домашние животные, овощи, предметы быта, дикие животные и др. Скачать и распечатать >>> |
Игры для детей на развитие мышления.
- “Что лишнее”. Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.
- “Опиши словами”.Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
Это очень интересная игра для любого детского возраста. В магазинах она продается под названием “Alias для детей”. Мы предлагаем сделать Алиас своими руками >>>
- “Нравится - не нравится”. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.
- “Назови одним словом”. Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.
- “Бывает - не бывает”. Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
- “Отвечаем быстро”. Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.
Игры со словарямиДля этих игр рекомендуем купить специальные детские словари: толковый, словарь синонимов и антонимов, фразеологический. Эти учебные материалы пригодятся вашему ребенку не только для игр. Подробнее про словари игры с ними >>> |
- “С толковым словарем”. Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает о чем идет речь.
- “Фразеологический словарь”. Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще паренной репы”…
- “Игра. Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сопагах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.
Развитие мышления у детей
У детей становление мышления проходит через определенные этапы.
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Информация на Википедии: Мышление