Загадки для детей. А ну-ка, угадай!
Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения. Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! Мозг, за работу! |
|
Загадки по темам:
- Про осень >>
- Про зиму из книги “Волшебница зима” >>
- Про природу из книги “Времена года” >>
- Загадки про овощи и фрукты >>
- Про котов и кошек >>
- Загадки про перелетных птиц >>
- Про школу >>
- Про воздушные шары >>
Специалисты из журнала “Мой кроха” приводят много плюсов этого увлекательного занятия - разгадывание загадок.
Загадки– это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно– играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить, где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!
- Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.
Вот, например, загадки про лук:
«Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»,
«Зелененькая птичка в землю снесла яичко»,
«Сидит баба на грядках, вся в заплатках. Кто ни взглянет, всяк плачет».
Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья– о его внешнем виде.
Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Вот как описывается солнце в одной из загадок:
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка– лучи–
Очень даже горячи.
Эта загадка, как и другие, насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств крохи. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат игры в «угадалки».
- Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Ну и,конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.
Время загадывать загадки
Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Однако вспомним, что загадка есть не что иное, как вопрос. Поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.
Первыми загадками становятся вопросы типа:
где у зайки носик?
кто спрятался под платочком?
как кричит петушок?
А вот для более взрослых малышей и задачки будут «повзрослее».
Для детей трех–четырех лет нужны загадки, которые обращают его внимание на простые, хорошо знакомые им с детства предметы: на любимые игрушки, домашних животных, еду или вещи, которыми они пользуются ежедневно:
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поет. (Кошка)
Старайтесь выбирать загадки, где называются цвет, форма, размер, повадки. Самые простые загадки содержат наиболее типичный признак. Так, в загадках о животных– это голос животного:
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку!»– кричит. (Петух)
Предложите малышу загадку, где отгадка рифмуется с текстом:
С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня… (Расческа)
Или загадку о предмете с ярким внешним признаком:
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
Чтобы помочь детям отгадать загадку разложите на столе картинки, среди которых находится карточка-отгадка. Для ребенка шести–семи лет задачу можно усложнить: загадайте ему загадку, в которой присутствуют сравнения, исключения, сопоставления. А темой станут природные явления, средства связи, человек, труд, время и так далее:
Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)
Или найдите загадку со сложным художественным образом, с метафорическим сравнением:
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
Однако помните, что каждый ребенок– личность. Присмотритесь к своему малышу– быть может, у вас растет вундеркинд, и простые загадки ему не подойдут. Или, наоборот, кроха еще не совсем дорос до более сложных загадок. Не спешите ему их загадывать, начните с легких, иначе он просто откажется играть в «угадалки». Время для трудных задачек придет. И тогда ваш малыш, уже натренировавшись, с легкостью сними справится.
Учим детей разгадывать загадки
Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите кроху их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ– результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора. Прежде всего, ребят следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом– выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают):
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)
Много загадок построено на знании таких сторон предмета, которые можно угадать, только проделав эти действия с предметом неоднократно. Вы играете с малышом в мяч и вместе пробуете, определяете, что он упругий. Киньте его– он отскочит, ударьте сильно об пол – он «подпрыгнет», пните его ногой – он покатится. Этот опыт также поможет отгадать загадку о мяче:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня– про животных, завтра– про природу, потом– про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вcпомнить в подходящий момент.
Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова! И еще, после того как ребенок нашел ответ, не лишним будет узнать, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и в случае необходимости подкорректировать выводы.